Русские цыгане начала XIX века: костюм, жилище, быт...

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов КИРиПВ "Стрелковый полк" -> Гражданская реконструкция

Aksa Ответить с цитатой
Ефрейтор


Зарегистрирован: 04.07.2013
Сообщения: 66
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пн Май 23, 2016 12:37 am    Заголовок сообщения: Русские цыгане начала XIX века: костюм, жилище, быт...
 
Занимаясь моделированием персидских цыган-домари 17 века, однажды я задалась целью сделать и таки более-менее достоверный комплект на русска ромны (русскую цыганку) на начало 19 века. Мотивацией было несколько, одна из них - желание проверить, как это должно быть по-настоящему, а не как у (ничего личного, понимаю, что это стилизация - сама тем же грешу) ВИК "Цыгане" с ЕББ. У них, насколько я понимаю, и как они и сами признают, делается всё же упор на шоу и на стилизацию - таких "классических цыган" а-ля "Табор уходит в небо". Но мы забываем, что в этом фильме показан костюм группы, которая в Россию пришла только во второй половине 19 века - кэлдэраров. А до них на нашей территории жили русска рома, другая группа (или нэция), ведущая своё происхождение от немецких синти и польских цыган. И одевались они, естественно не так, как выходцы из Венгрии и Румынии, кэлдэрары. То есть, никаких юбок с оборками, никаких размахаистых, пардон, "сиськинаружу", обтягивающих блузок с воланами на рукавах (это гораздо более поздний элемент даже у кэлдэраров). никаких монист из денег на шее, никаких монет в волосах. Про открытый живот вообще не идёт речи - такое вообще было не принято у русска рома, считалось нескромным.

До нашего времени сохранились изображения русских цыган того времени. Русска рома носили ту же одежду, что и местное, осёдлое население. То есть, женщины носили холщовые рубахи, сарафаны или юбки, кокошники, повойники и пр. То есть, что отдавали местные жительницы. От русской крестьянки цыганку отличала разве что экзотическая внешность, большой платок-плащ через плечо и некоторые нюансы ношения головных уборов. Мужчины-цыгане также одевались в русское платье, причём те, кто занимался конеторговлей и ремёслами, старались в люди одеваться солидно и добротно, чтобы производить впечатление. Выражение "одет как купец" (то есть нарядно, богато, добротно) у цыган является одним из самых высоких комплиментов. Женщины-цыганки, как уже было сказано, носили то же, что и русские , но в силу некоторой специфики их заработков (гадвние, уличные пляски, выпрашивание подаяния) старались одеваться как можно беднее, чтобы вызывать жалость. Ну и да - босые ноги. Из украшений русские цыганки предпочитали бусы из янтаря, речного жемчуга, кораллов или простого стекла, а также - всевозможные цепочки. Монист из денег русские цыганки не носили.

Привожу несколько изображений одежды русска рома, на которые я ориентировалась в создании своего комплекса.
Открытки с изображением русских цыган:











Как мне сказала моя консультант по цыганскому костюму и обычаям, этнограф Илона Юрьевна Махотина (дочь и продолжательница дела этнографа-цыгановеда Джуры (Юрия) Махотина и сама - русска рома), на открытках с танцующими скорее всего изображены хоровые цыгане, не кочевые. Слишком богатые и аккуратные костюмы, плюс туфельки и чулки у женщин.


Русские цыгане 19 века в живописи и графике российских художников. Поскольку народный костюм, а особенно - женский, а особенно - столь закрытого сообщества, меняется крайне медленно, а то и вообще может оставаться неизменным, с полным основанием на то могу предполагать, что изображённые костюмы второй половины 19 века справедливы будут и на его начало.

1. Джон Аткинсон, "Русские цыганки", 1803 г.




2. Кирилл Антонович Горбунов (1822-1893), "Кочевая цыганка", 1851 год.




3. Франц Николаевич Рисс (1804 - 1886). "Цыганский табор в лесу", 1842 г.




Именно на последнее изображение (а ещё - на пару редких гравюр, которые мой консультант пока просила не "светить" - ибо сама пишет сейчас статью о цыганском костюме) я и ориентировалась, создавая свой образ. Помогало этому ещё и то, что основой его послужили вещи из русского комплекса на это же время. Что, в общем-то, вполне в духе вышесказанного о ношении русска рома русского костюма.

_________________
PS. Богатырь! Купи коня!


Последний раз редактировалось: Aksa (Сб Апр 22, 2017 12:16 pm), всего редактировалось 12 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора

Aksa Ответить с цитатой
Ефрейтор


Зарегистрирован: 04.07.2013
Сообщения: 66
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пн Май 23, 2016 12:53 am    Заголовок сообщения:
 
А это - мой комплект на женщину нэции русска рома. При создании я заранее обозначила условия-легенды, которым подчиняется этот образ:
1. Женщина эта живёт тем, что торгует изделиями своего ремесла, а также - перепродаёт взятое "на реализацию" (не все цыганки побирались и/или гадали). Так что она может позволить себе кое-какие "статусные" вещи типа обуви или шёлкового платка. Опять же - нужно выглядеть солидно, чтобы привлекать покупателей.
2. Ту же обувь и шёлковый платок она могла получить в подарок от какой-нибудь щедрой барыни.

(на самом деле наличие ботинок при таком костюме на данных фото обусловлено ещё и тем, что босиком ходить по тому ужасу, что представляет собой земля на Щёлоковском хуторе - тут бы и привычная таборная цыганка не вынесла такого издевательства над ногами! В дальнейшем ботинки заменю на нейтральные туфли-"балетки")

Комплект состоит из домотканой рубахи, холщовой нижней юбки, шерстяной верхней, кушака, холщового платка-плаща и шёлкового платка на голову. В качестве украшений использованы бусы из натуральных кораллов и самодельные серьги с сердоликами.

Традиционный головной убор делала так: волосы - за исключением двух боковых прядей - собрала в хвост, к нему приколола шиньон (своих волос у меня мало для нужной причёски). Платок оборачивается концами несколько раз вокруг головы, свисающий сзади угол подтыкается с напуском.




























_________________
PS. Богатырь! Купи коня!


Последний раз редактировалось: Aksa (Сб Сен 10, 2016 2:41 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора

Aksa Ответить с цитатой
Ефрейтор


Зарегистрирован: 04.07.2013
Сообщения: 66
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пн Май 23, 2016 1:02 am    Заголовок сообщения:
 
И самое отрадное - узнать от компетентного специалиста, что мне мой замысел удался! В качестве подтверждения этого прилагаю скриншот высказывания моего консультанта.



Вот ради таких слов признания от носителей национальной культуры хочется делать всё лучше и правильнее!)))
_________________
PS. Богатырь! Купи коня!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора

Aksa Ответить с цитатой
Ефрейтор


Зарегистрирован: 04.07.2013
Сообщения: 66
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Вт Июн 07, 2016 11:35 am    Заголовок сообщения:
 
Ещё немного костюма. Плюс - мой первый, черновой вариант шатры. По словам Илоны, довольно похоже на шатру польских цыган.




_________________
PS. Богатырь! Купи коня!


Последний раз редактировалось: Aksa (Сб Сен 17, 2016 10:27 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора

Aksa Ответить с цитатой
Ефрейтор


Зарегистрирован: 04.07.2013
Сообщения: 66
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пт Сен 09, 2016 2:26 pm    Заголовок сообщения:
 
ВЕРСИЯ-РЕКОНСТРУКЦИЯ ШАТРЫ - ЛЕТНЕГО КОЧЕВОГО ЖИЛИЩА РУССКИХ ЦЫГАН.

Как обычно самой фотографировать было некогда, вылавливать фотки по всему интернету - нереально, поэтому - фотографии моей шатры с Бородина-2016 уже ПОСЛЕ мероприятия (я не в антураже, и видна неисторичная коробка с мылом))).









Источники: И. М. Андронникова, "Эволюция жилища русских цыган" http://gypsy-life.net/history46.htm , а также фотографии и сведения, любезно предоставленные моим консультантом, И. Ю. Махотиной.



Для начала: нормальная шатра русска рома - это 6-7- метровые сошки и огромное верхнее полотнище - настолько огромное, что под него влезают 1-2 телеги и 1-2 полога (внутренних палаток). Ну и плюс кое-какие конструктивные отличия каркаса (к примеру, одна задняя вертикальная сошка, а не две углом - как у меня). И у меня сошки разборные, а не цельные.



Главная причина, по которой я сделала не точную реконструкцию, а версию-реконструкцию, кроется в следующем:
1. Данная шатра рассчитана на двух человек без телеги, но с вещами. И, соответственно - без машины, чтоб всё это нормально перевозить. Налицо проблема компактности груза при выездах на мероприятия.
2. В силу уменьшенного масштаба и для вящей устойчивости шатры, сзади сделаны две опорные сошки, а не одна. Опять же, между 4-мя сошками удобнее растягивать полог.

Примечание: насколько я поняла в процессе установки шатры, в "классической" шатре полог растягивался не между сошками, а за крося (оттяжки) англатуны-шатра - внешнего тента шатры. В моём варианте это, вероятно, сработает в случае, если я буду выше поднимать крылы (скаты) шатры - для чего понадобится довольно много места.

Примечание-2: консультантом был дан совет особо не париться, потому что в начале 19 века за каждым цыганом этнографы не бегали. Тут главное - соблюсти основной общий принцип в конструкции и текстильных деталях. Кстати о текстильных деталях: поскольку отсутствует телега - отсутствуют и так называемые закрылки - занавеска, отгораживающая телегу от основного пространства шатры.

Декор англуя - переднего полотнища внутренней палатки-полога я решила сделать в традициях смоленских русска рома. То есть украсила декоративную оборку-фамбару характерной для их отделки одежды и бытовых вещей каймой из треугольников.



В силу того, что надо было на протяжении всего мероприятия где-то прятать вещи, а постоянно находиться в шатре я не могла, полог на день - как это было принято - я не убирала. Хотя экспериментальным путём уже поняла, как его так хитро сложить, чтобы он превратился в ширму, висящую сбоку (см. рис. 1).

Ещё пара усовершенствований: к стыкам полотнищ полога я пришила клапаны и завязки. А заднее полотнище - в силу нефункциональности полога как дневной ширмы и для вящей ветронепродуваемости - просто приметала краями к боковым стенкам. Получилась палатка с откидывающимся передним полотном-входом. В центре крыши-неба укрепила в ткани деревянную пуговку (обычно клали крупную горошину) и за этот узелок зацепила верёвку и подвесила полог к коньковой сошке - упратуны шошка


И последнее: шатра с честью выдержала сентябрьские ночёвки, а главное - дождь, зарядивший с вечера воскресенья и почти не прекращавшийся в понедельник утром, когда нужно было сворачиваться. Промокли англатуны-шатра (тент) и палатуны-шатра (задняя стенка, её видно на фото) - зато полог и всё, что находилось под ним, остались сухими.
В том числе и все, кто там ночевал! Улыбка
_________________
PS. Богатырь! Купи коня!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора

Aksa Ответить с цитатой
Ефрейтор


Зарегистрирован: 04.07.2013
Сообщения: 66
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пт Сен 09, 2016 3:43 pm    Заголовок сообщения:
 
ЦЫГАНСКАЯ КУХНЯ, ПРАКТИКУМ.
СУП С ЧЕРНОСЛИВОМ (рецепт польских цыган).

(Цитирую материал из своей записи вконтакте от 9 июля 2016 г.)



Цитата:
Предыстория. Наткнулась в группе моего консультанта по реконструкции цыган, этнографа, фольклориста, филолога и просто замечательного человека, Илоны Махотиной, на вот этот рецепт: https://vk.com/romanessite?w=wall-42792156_5964/all и решила: надо освоить. Тем более, что курица с черносливом - это должно быть вкусно (опыт применения чернослива в кулинарии у меня уже имеется), а если ещё и сливки...
В свете того, что мой новый реконструкторский образ на эпоху наполеоновских войн - женщина из цыганской нэции русска рома (русская цыганка) - не просто цыганка, а ещё и жена солдата со включением её в тот особый образ жизни солдаток, получивших разрешение жить при полке со своими мужьями*, то помимо духа экспериментаторства я ещё держала в мыслях а) приготовить для нашего клуба на той же ЕББ** что-то "своё, цыганское", б) сделать это так, чтобы клуб наелся))). Поэтому, посовещавшись с Илоной и получив её наставления и советы, я сегодня наконец-то взялась репетировать этот суп.

Скажу сразу: я не выдерживала один в один рецептуру - я импровизировала. Благо, цыганская кухня эпохи кочевья это позволяет (что добыли - то и едим). Я решила так: русские цыгане всё-таки даже в начале 19 века были существенно состоятельнее польских, и питались как-то получше. Тем более - я солдатка, в полку существует продуктовое довольствие, плюс я сама зарабатываю на жизнь ремеслом и торговлей. Так что не бедствуем.
К базовым ингредиентам рецепта - курице, сушёному черносливу и сливкам - я добавила картошку, лук и пучок укропа. И - опять же вопреки рецепту - куриное мясо я потом, помня о голодных матросиках Гвардейского морского экипажа, покрошила обратно в кастрюлю, и туда же - а не в миски - добавила сливки (впрочем, немного сливочек я потом ещё и в миску ливанула))).
Я не люблю кислый чернослив, поэтому специально брала на рынке сладкий. И поскольку чернослив и дал необходимую сладость, сахар, как в рецепте, я не клала.
А ещё я забыла про яйцо))) Но у меня на тот момент их и не было.
В итоге получился очень наваристый, сладковато-солёный и ОЧЕНЬ нежный на вкус и сытный суп. Еле удерживалась в процессе варки, чтоб не начать его хлебать прямо из кастрюли)))

Теперь перечислю ингредиенты моей супной импровизации:
- примерно 2 литра воды (не мерила)
- 4 куриных окорочка (думаю, можно брать и другие части, да хоть целую куру!)
- 6 средних картошин
- 1 средняя луковица или половина большой
- горсть сладкого сушёного чернослива
- небольшой пучок укропа
- стакан сливок
- соль по вкусу

Сварила куриный бульон, посолила, незадолго до готовности курицы положила в него чернослив (я его резала пополам - сливы были крупные), нарезанную картошку и лук. Вынула курицу, оставила немного пристыть. Мелко нарезала жесткие веточки укропа, добавила в кастрюлю. Пока варится - разделала курицу, покрошила мясо и потом тоже положила его обратно в кастрюлю. В самый последний момент влила сливки и засыпала мелко нарезанный оставшийся укроп. Немного покипело - и можно выключать.

Ребята... Это реально ВКУСНО!!!


___________________
* На тот момент у меня была такая предварительная легенда - в надежде на то, что муж таки пошьётся в гвардейские моряки.

**К сожалению не срослось приготовить это на ЕББ - катастрофически не было времени. Но я обязательно как-нибудь сварю этот суп в более спокойной обстановке и побалую им наших матросиков.))
_________________
PS. Богатырь! Купи коня!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора

Aksa Ответить с цитатой
Ефрейтор


Зарегистрирован: 04.07.2013
Сообщения: 66
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Вс Янв 22, 2017 1:25 am    Заголовок сообщения:
 
И снова - цыганская кухня. На этот раз я взялась за праздничное блюдо - сладкий завитой пирог САВИЯКО.




Запись от 22.01.17 вконтакте
Цитата:
Предыстория.
В группе Романес ру появился очень интересный материал о том, как празднуют Новый год или Василицу/Банго Васил (праздник посвящён святому Василию) болгарские и сербские цыгане: https://vk.com/feed?q=#Банго_Васил&section=search.. и
https://vk.com/fave?section=likes_posts&w=wall-42.. . Увидев рецепт праздничного пирога-баницы, я вспомнила старый номер журнала "Народное творчество", целиком посвящённый цыганам. Там приводилось несколько рецептов цыганской кухни, в том числе и рецепт "завитого пирога". Я ещё тогда гадала - как это "завитого", и как оно на практике? И тем более - как готовить этот пирог на костре во время кочевья? В те годы я ещё не увлекалась этнографией и многого не знала.
В общем, статья про Банго Васил открыла мне глаза на таинственные цыганские "завитые" пироги! Оказывается, ничего сверхсложного - просто несколько небольших рулетиков с начинкой, уложенных по спирали в круглую форму для выпечки! А я-то голову ломала!))
В общем, решила попробовать испечь савияко. Рецепт я тот дословно не помню, надо будет уточнить у Илоны. Решила пока сделать пробный заход, репетицию. Купила пачку слоёного теста (оно фигурирует в рецепте баницы), творога, изюма, чернослива. Замешала начинку - творог с сухофруктами и сахаром, добавила для вязкости пару яиц. В процессе чуть не схомячила половину начинки - вкусная, блин!))) Раскатала из кусочков теста тонкие листы, разложила начинку, завернула в рулетики, уложила, как положено -спиралью, поставила выпекаться.
(Здесь скажу, что я так и не поняла, как выкладывать начинку - только на край, как в случае с блинами, - или по всему листу. На всякий случай сделала второе - начинки, несмотря на все мои хомячьи поползновения - было много!))). В итоге рулетики получились достаточно толстенькими и не все влезли в жаровню. Из двух оставшихся свернула плюшки - снять пробу.
В итоге получилось то, что на фото.
По вкусу (плюшки мы с мужем уже схомячили) - весьма и весьма... только я, кажется, не доложила сахара. Но творог был свежий и не кислый, чернослив и изюм - сладкие, так что ничего страшного не случилось.

В следующий раз попробую уточнить информацию по рецептуре и сделать уже как положено.
ПС. За кадром сего отчёта остались размышления о симбиозе цыганского табора с местными деревнями, об оседлых цыганах (помните, я говорила, что для такого пирога печь нужна, а не кочевой очаг?). И о том, что спиралеобразный пирог (по сути - хлеб) выглядит настолько архаично и символично (спираль - ОЧЕНЬ древний символ!), что поневоле наводит на определённые мысли.

_________________
PS. Богатырь! Купи коня!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора

Aksa Ответить с цитатой
Ефрейтор


Зарегистрирован: 04.07.2013
Сообщения: 66
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пт Апр 21, 2017 9:14 am    Заголовок сообщения:
 
ЦЫГАНСКИЕ УКРАШЕНИЯ.

Продолжается работа по наполнению мелочами моего реконструируемого цыганского образа. На этот раз речь пойдёт об украшениях, которые я себе сделала на основе материалов и сведений, любезно предоставленных И. Ю. Махотиной, моим консультантом.

Кто-то, наверно, представит себе мощные снизки золотых монет на шее и в волосах... и будет не прав. Женщины русска рома мониста с монетами не носили. И в волосы их не вплетали. А в основном русские цыганки предпочитали металлические цепочки и бусы из стекла или натуральных камней - янтаря, жемчуга и пр. что можно было достать в местности проживания и кочевья.
А ещё - по словам Илоны - вплоть до 90-х годов прошлого века некоторые особо приверженные традициям бабушки из русска рома продолжали носить оч-чень интересные ожерелья! На бусы они привешивали небольшие золотые кулоны - не более двух-трёх. А ещё ранее в качестве подвесок фигурировали... крестики и образки святых! Самые простые, купленные на ярмарках у местных торговцев.
И вот представьте себе, подобный тип ожерелий - с крестами - до сих пор известен на... Западной Украине, как "добре намисто"! Представляет оно собой нити бисера или бус или цепочки со множеством металлических подвесок-крестиков. Такие намиста - особенно если они были снизаны из кораллов - в своё время ценились довольно дорого. Есть мнение, что этнографические "добрые намиста" Западной Украины - прямые потомки славянских ожерелий из бус или бисера с металлическими подвесками-оберегами - лунницами и прочими. Сходство видно просто невооружённым глазом. И в данном случае крестики, заменив в намистах древние языческие символы, переняли от них не только ритм расположения элементов в украшении и сам принцип (на бусы низать металлические подвески рядами и в количестве), но и - в дополнение к религиозной идентификации - обережную функцию.

И вот представьте себе моё удивление, когда оказалось, что подобные ожерелья (только к крестикам добавлялись ещё и образки святых) носили и русские цыганки в России - при полном, кстати, отсутствии таковых типов украшений у русского населения! Не претендую на исследовательскую истину, но сдаётся мне, что эту традицию будущие русска рома переняли от кое-кого из местных, ещё в ту пору, когда они проживали в Польше (напоминаю: время появления русских цыган в России попадает на начало 18 века). А Западная Украина достаточно долго находилась в составе Речи Посполитой. И таким образом получается очень и очень любопытный путь, который проделало украшение, начиная от древних языческих времён!

На первых двух фото - мои ожерелья для образа. Использованы красные кораллы, агаты и мелкие латунные бусинки. Металлические подвески - латунные, копии подлинников 17 века, работа мастерской ЛОМ. Снизано на провощённую двойную льняную нить.
На остальных фото - западноукраинские этнографические "добрые намиста" (фото взяты из альбома "Этнографические бусы Украины" группы "Клуб любительниц бусиков" вконтакте).

ПС. Сразу скажу: намиста я делала на период 18-19 вв. Формы подвесок выбирались универсальные для этого периода. Источник с типами и датировками на них: https://vk.com/album-65352585_203626579
Кораллы, правда, подозреваю, на то время для нашей местности - явно не дешёвый товар, но... пусть будет мир не без щедрых баринов и барынь. Что там кораллы - за песни и золотом порой платили!)))))












_________________
PS. Богатырь! Купи коня!


Последний раз редактировалось: Aksa (Сб Апр 22, 2017 5:53 pm), всего редактировалось 4 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора

Aksa Ответить с цитатой
Ефрейтор


Зарегистрирован: 04.07.2013
Сообщения: 66
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Сб Апр 22, 2017 11:53 am    Заголовок сообщения:
 
Продолжение темы реконструкции цыганских украшений.

В своё время мне очень понравилось вот это нарядное полосатое ожерелье котлярской бабушки.



Очень захотелось себе подобное. Поэтому - в дополнение к имеющимся красным кораллам - специально приобрела на ЯМе жёлтые, формы "бочонок". Правда есть подозрение, что жёлтые бусины в оригинале на фото - это не кораллы, а так называемый "восковой" янтарь, но его сейчас ни за какие вменяемые деньги не достанешь - тем более нужной формы. А невменяемых у меня нет. Так что приходится ограничиваться тем, что и аутентично, и аналогично, и по карману.)))
В общем, вот вам моя версия-реконструкция котлярского ожерелья. Красные и жёлтые кораллы, вощёная льняная нить.



И в дополнение - вся связка моих цыганских бус и намист.



На шее в комплексе смотрится, конечно, офигенно! Правда, тяжеловатенькие, но ничего, привыкну.))
_________________
PS. Богатырь! Купи коня!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов КИРиПВ "Стрелковый полк" -> Гражданская реконструкция
Страница 1 из 1

Choose Display Order
Показать сообщения:   
User Permissions
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

 
Перейти:  


Skin Created by: Sigma12
Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS